Единственный бой дирижабля и подлодки во Вторую Мировую

Войны

18 июля 1943 года у берегов Флориды состоялся единственный за всю Вторую Мировую войну бой дирижабля и подводной лодки. В результате этого столкновения дирижабль был подбит и затонул. Утонул один из десяти членов экипажа воздушного судна.

Предыстория

Надо отметить, что Соединенные Штаты довольно активно использовали мягкие дирижабли во времена Второй мировой войны. Основная их задача заключалась в патрулировании тихоокеанского и атлантического побережья, а также в обнаружении японских и немецких подлодок.

Ближе к вечеру 18 июля два дирижабля, К-74 и К-32, совершали патрулирование у берегов Флориды. По заданному маршруту должны были пройти грузовое судно и танкер.

Оболочка дирижабля К-74 была изготовлена из неопрена, хлопка и парафина. Длина заполненного гелием аэростата составляла около 77 метров, а его объем – около 17 000 кубических метров. Под аэростатом помещалась гондола, на которой находились радар, радио, сонар, пулемет калибром 0,5 дюйма и четыре глубинные бомбы. Экипаж состоял из десяти человек.

Ход сражения

В половине девятого вечера на одном из радаров К-74 было замечено светлое пятно. Когда дирижабль вышел из облаков, удалось установить визуальный контакт с противником. Это была немецкая подводная лодка U-134 класса VII-C. Ее курс лежал прямиком на грузовое судно и танкер.

Команде дирижабля, согласно инструкциям, надлежало оставаться выше по ветру и сообщить об инциденте по радио. Однако лейтенант Нельсон Гриллс, командир дирижабля, нарушил приказ и приказал атаковать подлодку. В 23:50 началась атака. С высоты 150 метров, идя на скорости 47 узлов, дирижабль начал расстреливать лодку из пулемета. В ответ лодка открытка огонь также  из пулемета и, по некоторым версиям, из палубного орудия.

Во время прохода дирижабля непосредственно над лодкой механизм сброса бомб по неизвестной причине заклинило. Это дало немецкому экипажу неоспоримое преимущество, которым он воспользовался. Огонь из пулеметов не только повредил двигатели дирижабля, но и пробил оболочку, вследствие чего судно начало стремительно терять высоту. Около полуночи дирижабль упал в воду. Экипаж к этому времени успел передать сигнал SOS.

Спасательная операция и итоги боя

Членам экипажа, надевшим спасательные жилеты, пришлось провести ночь в воде. Около восьми часов утра следующего дня спасательный самолет нашел место аварии, туда же подошел эсминец «Далгрен» и спас весь экипаж, за исключением механика, ставшего жертвой нападения акулы. Капитана дирижабля, которого унесло течением, удалось спасти лишь спустя 19 часов. Дирижабль окончательно затонул в 8:15 19 июня.

Подводная лодка U-134 также получила повреждения, и была вынуждена вернуться во Францию для ремонта. Позже, в августе 1943 года, она была потоплена совместными американскими и британскими силами.

Изначально капитан К-74 был осужден за нарушение приказа, однако в 1961 году дело было пересмотрено. Новое расследование заключило, что нарушение прямого приказа было оправдано, поскольку, потеряв дирижабль, Гриллз спас грузовое судно и танкер. В конечном итоге Гриллз был награжден Крестом летных заслуг.