Инцидент с рейсом Korean Air 007

Авиакатастрофы

1 сентября 1983 года советский истребитель «Су-15» сбил самолет  Boeing 747 южнокорейских авиалиний. В результате падения сбитого самолета погибли все 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

До сих пор данный инцидент сопровождается огромным количеством слухов и непроверенной информации, что, в свою очередь, порождает еще больше теорий о причинах случившегося.

Историческая справка

После избрания Рональда Рейгана на пост президента США и ввода советских войск в Афганистан начался новый виток холодной войны. На протяжении 1982-1983 годов армия США предприняла ряд действий, которые советским правительством воспринимались как военные провокации. В частности, 4 апреля 1983 года шесть самолетов А-7 пересекли воздушную границу СССР в районе Малой Курильской гряды и провели условное бомбометание.

После этого последовал приказ министра обороны СССР о замене самолетов МиГ-21 и МиГ-23, базировавшихся на Сахалине и Курилах, на более современные МиГ-31, что должно было предупредить дальнейшие провокации.

Детали инцидента

1 сентября 1983 года Самолет  Boeing 747 южнокорейской компании Korean Air совершал регулярный перелет по маршруту Нью-Йорк – Сеул. В Анкоридже прошла плановая посадка для дозаправки, после чего самолет взял курс на Сеул. Линия полета проходила над Тихим океаном восточнее Камчатки, а после — над Японией, огибая территорию СССР.

Однако практически сразу после начала полета курс самолета по каким-то причинам изменился в западном направлении. К Боингу подлетел американский разведывательный самолет RC-135, который настолько сблизился с авиалайнером, что метки на экранах радаров слились воедино.

После этого американский разведчик полетел по международной воздушной трассе, а Боинг двинулся вглубь территории СССР. Не исключено, что советская  система ПВО приняла пассажирский лайнер за военный борт. Именно поэтому все попытки установить связь велись на военной частоте, то есть, экипаж Боинга не мог их слышать.

Кроме того, на территории, над которой летел Боинг, располагался ряд военных объектов СССР, и полеты в этом секторе были запрещены в принципе. При приближении лайнера к Камчатке в небо поднялись 6 истребителей, которые, впрочем, вернулись на базу после того, как Боинг покинул воздушное пространство СССР.

В 18:16 лайнер повторно пересек воздушную границу Советского Союза. К тому времени с базы Долинская-Сокол были подняты в воздух два истребителя Су-15. Один из перехватчиков некоторое время вел самолет, сделав несколько предупредительных очередей из авиапушки.

В 18:26 с земли поступил приказ об уничтожении самолета, и пилот Су-15 сбил его двумя ракетами Р-60. Самолет упал в районе острова Монерон. Все, кто находился на борту, погибли.

Последствия и международная реакция

Поскольку поиском тел и обломков занимались сразу три стороны: США, Япония и СССР, причем, каждая преследовала собственные цели, вокруг инцидента было огромное количество дезинформации. Это существенно усложнило задачу выяснения реальных причин катастрофы.

В целом же, в мире действия СССР вызвали волну протеста и негодования. Президент США Рейган назвал уничтожение гражданского самолета преступлением против человечества, актом варварства и нечеловеческой жестокости, который никогда не должен быть забыт.