Катастрофа Boeing 737 в Манчестере в 1985 году

Авиакатастрофы

22 августа 1985 года в аэропорту города Манчестер произошла авиационная катастрофа. Из-за технических неполадок был вынужден прервать взлет самолет  Boeing 737 компании  British Airtours, в его салоне бушевал пожар. В результате трагедии погибли 55 человек.

Хронология

Борт должен был совершить перелет из британского Манчестера в Грецию, в аэропорт Керкиру. Подготовка перед взлетом прошла без видимых осложнений, и в 6:12 по местному времени экипаж получил разрешение на взлет.

За полминуты до отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы раздался хорошо слышимый хлопок неизвестного происхождения. Командир экипажа незамедлительно дал команду «Стоп» и начал экстренное торможение. Эта процедура включает в себя открытие спойлеров, «воздушных тормозов», и запуск реверса. Из-за высокой скорости, которая к тому времени составляла около 235 км\ч, и опасения, что хлопок произошел вследствие лопнувшей покрышки шасси, было решено тормозить прерывисто.

Через девять секунд после начала торможения зазвучала пожарная сигнализация, которая сообщила о возгорании в левом двигателе. Если экипаж не мог видеть, насколько сильным был пожар, то в салоне среди пассажиров назревала паника, поскольку от жара на иллюминаторах стали появляться трещины.

Эвакуация

Через 45 секунд после хлопка экипажу удалось остановить самолет, завернув на рулежную дорожку. Огонь стремительно распространялся по фюзеляжу. Пассажиры в задней части самолета начали самовольно двигаться к выходу, но были остановлены экипажем.

Во время эвакуации заднюю часть салона заполнил густой черный дым, усиливший и без того царившую в салоне панику. Люди бросились к выходам буквально по головам соседей, поскольку места в проходе уже не было. Кроме того, не все выходы были открыты в нужный момент. От удушливого дыма люди теряли сознание и падали прямо в проходе, загораживая путь другим пассажирам.

В итоге выбраться из самолета посчастливилось только 82 пассажирам из 131.

Причины аварии

В ходе расследования причин катастрофы было установлено, что левый двигатель самолета был оснащен кольцевой камерой сгорания от другого двигателя. Двигатель-донор был выведен из эксплуатации еще в сентябре 1983 года. Однако его камера сгорания, несмотря на многочисленные повреждения, была признана ремонтопригодной. Уже в ходе следствия были обнаружены трещины в ее стенках, достигавшие 25 мм в ширину и 160 мм в длину.

Также существенной критике были подвергнуты действия экипажа. Именно из-за ошибочного предположения командира, что причиной хлопка стала разорвавшаяся шина, время торможения было увеличено. Кроме того, самолет был остановлен таким образом, что ветер усилил пожар.