Крушение самолета под Парижем

Авиакатастрофы

3 марта 1974 года стало траурным днем в истории мировой авиации. Самолет DC-10 турецкой авиакомпании, летевший по маршруту Анкара — Стамбул — Париж — Лондон, поднявшись с французского аэродрома Орли в 12:30 дня, буквально через десять минут пропал с экранов радаров диспетчеров.

Первые обломки самолета были найдены уже в 13:00, когда спасатели, быстро вычислив приблизительную точку падения, прибыли к месту катастрофы. При первом же взгляде на обломки авиалайнера стало понятно — шансов выжить не было ни у кого. В одну секунду трагически прервалась жизнь 314 пассажиров и 12 членов экипажа того злополучного рейса.

Хронология событий восстановлена следователями практически посекундно. За день до авиакатастрофы в Париже проходил важный матч по регби между командами Франции и Англии, поэтому число спортивных болельщиков, желающих вернуться на родину, было весьма велико. К тому же, поскольку некоторые пассажиры приобретали билеты буквально за несколько минут до окончания регистрации на рейс, взлет был отложен на десять минут. Взлетная масса борта находилась в предельно допустимых  границах.

Примерная хронология

Сразу после отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы капитан Беркоз направил самолет по эшелону, указанному французскими диспетчерами, и начал набирать заданную высоту. При достижении отметки в 7 000 метров в кабине самолета раздался отчетливый хлопок, сразу после которого отключился исправно работавший до этого момента автопилот.

Рукоятки управления всеми тремя двигателями застыли в положении «малый газ». Не понимая, что происходит, пилоты пытались исправить положение. Тем не менее,  нос авиалайнера наклонился вниз, и самолет стал стремительно приближаться к земле. Тяги управления и гидравлические линии абсолютно вышли из строя.

Диспетчеры аэропорта Орли смогли уловить последние слова, произнесенные командиром экипажа авиалайнера, после которых в эфире повисла тишина. Когда попытки связаться с бортом не увенчались успехом, был подан сигнал тревоги.

Первопричина

Как выяснится позже, тот самый хлопок, который был слышен в кабине самолета, был звуком раскрытия плохо закрепленного замка грузового отсека самолета. В результате внезапной разгерметизации салона, в образовавшееся отверстие воздушным потоком выбросило два ряда кресел, расположенных в хвосте лайнера, вместе с сидящими в них пассажирами. С этого момента все люди, находящиеся на борту, были обречены.

Поскольку такое поведение запирающего механизма грузового отсека являлось конструктивной особенностью модели самолета DC-10, в 1975 году вступили в силу новые нормы летной годности воздушных транспортных средств, в соответствии с которыми даже при полной разгерметизации салона у пилотов должна оставаться техническая возможность экстренно посадить авиалайнер.