Крушение саратовского железнодорожного моста

Техногенные катастрофы

Строительство большого железнодорожного моста через реку Волгу в городе Саратов началось в 1930 году. Первоначально озвученный срок сдачи объекта в эксплуатацию, 15 февраля 1934 года, был сорван по вине основного подрядчика.

Руководители организации «Стальмост», которая занималась монтажом пролетных строений и сборкой ферм, в полном составе были сняты со своих должностей в августе 1933 года. Уже в то время члены приемочной комиссии сделали вывод о необходимости продления сроков строительства, как минимум, на год.

Обрушение

Катастрофа, случившаяся 13 апреля 1934 года, внесла коррективы при определении даты приемки сооружения в эксплуатацию. При сборке четвертого и пятого мостовых пролетов вся конструкция внезапно разомкнулась. В результате деформации значительной части сооружения моментально обрушилась одна из опор моста. Авария произошла во время обеденного перерыва, когда многие строители, не желая тратить время на спуски и подъемы, принимали пищу прямо на рабочих местах.

Почти 150 человек в один момент рухнули с высоты 14 метров на ледяную корку реки. Падая вниз, люди буквально впечатывались в замершую гладь. В некоторых местах лед провалился под тяжестью падающих тел, но теплая одежда и повреждения, полученные при ударе о твердую поверхность, не позволили утопающим выбраться из воды.

Замалчивание

Информацию о трагедии долго скрывали от населения. Ни один официальный орган власти, ни одно информационное издание не опубликовали подробности трагедии. Всех строителей, погибших в тот весенний день, похоронили на Увекском кладбище Саратова.

Чтобы предотвратить распространение информации и возможность повторения подобного в дальнейшем, надзор за строительством этого стратегического объекта был передан Народному комиссариату Обороны СССР. В мае 1935 года мост был торжественно введен в эксплуатацию.