Крушение трех поездов на станции Гонжа

ДТП

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги столкнулись три грузовых поезда. Последствия крушения оказались весьма тяжелыми. Два человека погибли.

Ситуация

В 16:29 на втором главном пути станции Гонжа техническую остановку сделал грузовой поезд №2516. Дежурная по станции Петрова предупредила об этом машиниста поезда №3004 Попова и закрыла выходной сигнал со второго главного пути.

После этого Петрова вышла на связь с машинистом поезда №2126, сообщив о закрытом входном светофоре. Дождавшись от машиниста Кузнецова подтверждения переданной информации, Петрова вышла из помещения и отправилась встречать поезд №3004.

Перед трагедией

В 16:33 поезд №3004 остановился у красного выходного сигнала светофора. Он поместился на станции целиком: расстояние между его последним вагоном и расположенным позади входным светофором составляло 38 метров.

Следующий за ним поезд №2126 весил 5281 тонну, а протяженность состава из 62 вагонов составляла 870 метров. Подходя на скорости 40 км/ч к предвходному светофору с горящим жёлтым сигналом, Кузнецов нарушил инструкцию, превысив давление в тормозной магистрали на 0,3 кг/см.

Скорость поезда снизилась до 35 км/ч, и оставалось всего 1400 метров до закрытого входного светофора. По невыясненным причинам машинист не снизил скорость, а его помощник, видя, что они приближаются к красному сигналу, не предпринял никаких решительных мер и не дёрнул стоп-кран. Лишь на расстоянии 335 метров до светофора Кузнецов начал тормозить, но было уже поздно: поезд разогнался на уклоне до 50 км/ч.

Крушение

В 16:40 поезд №2126 проехал красный сигнал входного светофора и врезался в заднюю часть поезда №3004. От удара с рельсов сошёл электровоз поезда №2126 и 4 вагона поезда №3004. 3 порожних вагона поезда № 3004 откинуло на первый главный путь станции. Через несколько минут туда подошел ещё один грузовой поезд №2805, состоящий из 61 вагона, весом 2746 тонн и длиной 855 метров.

Станционные пути Гонжи имели сильный изгиб, из-за чего бригада поезда №2805 не смогла вовремя увидеть сошедшие вагоны. Когда они их увидели, избежать столкновения было невозможно. Бригада применила экстренное торможение, после чего люди покинули кабину.

Поезд №2805 врезался в сошедшие с рельсов вагоны в 16:43. От удара боковая стенка электровоза разрушилась. Машинист поезда №2805 Котов и его помощник Персин находились в момент столкновения в боковом проходе, отчего погибли на месте.