Крушение Ту-154 в Шардже

Авиакатастрофы

15 декабря 1997 года недалеко от Шарджи разбился самолёт Таджикских авиалиний Ту-154Б. В результате катастрофы 85 человек погибли. При этом, штурман Петров, которого выбросило во время удара из кабины, выжил.

До катастрофы

Рейс 3183 из Ходжента в Шарджу был чартерным. На борту находились 7 членов экипажа и 79 пассажиров. Воздушным судном управляли: инструктор А. Алиев, сидевший позади штатный командир В. Филлипов и штурман С. Петров.

В Шардже не было радиолокатора. Все заходы на посадку осуществлялись при помощи обзорного радиолокатора в Дубае, поэтому, приблизившись к воздушному пространству ОАЭ, экипаж Ту-154 связался с диспетчером в Дубае.

Самолёт находился на высоте 5180 метров, и пилоты получили команду занять курс 180 градусов и снижаться до высот 3050 метров, 1830 метров и 760 метров с доворотом на курс 190 градусов.

До аэропорта оставалось 20 км, самолёт продолжал снижение.

Все команды на снижение диспетчер давал преждевременно. Уточнения на снижение до 457 метров в команде не было, да и сама схема захода на посадку была сокращённой и сильно отличалась от общепринятых стандартных схем, что существенно затрудняло работу экипажа.

Турбулентность и рассогласованность

На высоте 550 метров в темноте самолёт попал в зону турбулентности, которая, судя по всему, была вызвана ветром со стороны моря. Экипаж не сообщил диспетчеру о достижении высоты 1500 футов, а диспетчер, не дожидаясь доклада, приказал занять курс 270 градусов для посадки на полосе 30 по системе ILS. Это были последние переговоры экипажа с диспетчером, который одновременно вёл 6 самолётов.

Поскольку схема захода на посадку была нестандартной, а диспетчер перестал контролировать Ту-154 и не предотвратил его дальнейшее снижение, у экипажа сложилось ложное представление, что они находятся слишком близко от выхода к посадочной полосе. По этой причине Алиев ввёл самолёт в правый крен и начал поворачивать.

Когда экипаж выпустил шасси, скорость воздушного судна была 400 км/ч, а высота — 250 метров. Сработала сигнализация опасного сближения, но сразу же выключилась, так как шасси выпустились до конца.

Радиолокатор в Дубае был устаревшим, и не мог оповестить диспетчера о достижении самолётом минимально безопасной высоты. ТУ-154 продолжал снижение, и его вертикальная скорость составляла 6 м/с.

На высоте 210 метров самолёт снова попал в зону турбулентности, из-за чего все усилия пилотов были направлены на достижение поперечной балансировки. Пилоты были уверены, что посадочная прямая уже близко, и у них осталось мало времени.

Экипаж стал выполнять «Карту контрольных проверок». Когда сработала команда, означавшая, что высота самолёта менее 100 метров, Алиев приказал «добавить 70», но снижение не прекратилось.

Посадка осуществлялась при ясном небе по направлению на закат, и это могло вызвать у пилотов иллюзию, что они находятся на достаточной высоте. Они сосредоточились на посадке и выравнивании самолёта, и в последние две минуты никто из лётчиков не обратил внимания на показания приборов.

На высоте 60 метров сработала сигнализация «Высоты принятия решения», на что Филлипов сказал «100 метров высота», а через несколько секунд Петров скомандовал «Без снижения». Пилоты не предприняли никакие экстренные меры, и на скорости 370 км/ч, не дотянув до ВВП 8,5 миль, Ту-154 врезался в землю, полностью сгорев и разрушившись.

Все находившиеся в самолёте, кроме штурмана Петрова, погибли. Его доставили в больницу с тяжёлыми травмами, но он сумел выжить.

Причины трагедии

Следственная комиссия пришла к выводам, что катастрофа произошла вследствие неправильных действий экипажа. Последняя заданная диспетчером высота не была сохранена, из-за чего продолжалось непреднамеренное снижение самолёта, а реакции на сигнализацию опасной высоты от штатного командира и штурмана не последовало.