Падение MD-83 около Анакапы

Авиакатастрофы

31 января 2000 года близ калифорнийского острова Анакапа из-за отказа стабилизатора разбился самолёт MD-83 компании Alaska Airlines. 5 членов экипажа и 83 пассажира, находившихся на борту самолёта, погибли.

Самолёт и экипаж

McDonnell Douglas MD-83 был выпущен в 1992 году. На момент катастрофы его общий налёт составлял 26584 часа. Командир воздушного судна и оба пилота были опытными лётчиками и имели много тысяч часов налёта, в том числе и на MD-83.

Хроника катастрофы

MD-83 выполнял плановый рейс по маршруту Пуэрто-Вальярта – Сиэтл с промежуточной посадкой в Сан-Франциско. В 14:30 был совершён вылет из Пуэрто-Вальярта. В 16:10, находясь недалеко от Лос-Анджелеса, экипаж доложил на землю о неисправности стабилизатора. Причина его отказа была непонятна ни экипажу, ни диспетчеру.

В 16:17 авиалайнер резко вошёл в пике, потеряв 12000 футов высоты. Пилоты смогли выровнять самолёт, после чего решили идти на вынужденную посадку, но дотянуть до аэропорта Лос-Анджелеса у них не получилось.

Когда авиалайнер пошёл на снижение, он снова вошёл в пике. Пилоты предприняли манёвр – «пролубочку» – переворот самолёта шасси вверх – но это не помогло исправить положение. Будучи перевёрнутым, воздушное судно продолжало пикировать и, так и не выйдя из пике, рухнуло в воду у берегов Калифорнии.

Все 88 человек, находившихся на борту MD-83, погибли. Кроме бортового самописца, удалось поднять 85% частей самолёта, в том числе крыло и хвостовую часть корпуса.

Выводы

Следственная комиссия пришла к заключению, что причиной отказа стабилизатора в MD-83 стала плохая смазка винтов в механизме, изменяющем угол установки. Недостаточное количество смазки привело к преждевременному износу и поломке стабилизатора.

Последняя замена смазки в MD-83 была проведена за год с лишним до катастрофы. В ходе расследования выяснилось, что компания Alaska Airlines стала значительно реже проводить плановые осмотры своих воздушных судов, что существенно повысило риски преждевременного износа деталей.