Падение Ту-104 в Иркутске

Авиакатастрофы

9 февраля 1976 года в Иркутске при взлёте упал самолёт Ту-104. 24 человека погибли, 78 человек получили различные ранения. Среди погибших были 8 членов экипажа.

Хроника катастрофы

Ту-104 летел по маршруту Иркутск – Новосибирск – Свердловск – Ленинград. Авиалайнер был перегружен: в 85-местный салон посадили 99 пассажиров, среди которых были граждане Монголии, а ещё 4 человек, не указанных в документации на загрузку, включая сына бортрадиста, пилоты разместили в вестибюле и туалете. Всего на борту Ту-104 находились 104 пассажира и 10 членов экипажа.

Небо над городом частично покрывали облака, видимость составляла более 10 км. В 8:14 Ту-104 начал взлетать, и при разбеге авиалайнер стало разворачивать вправо, а руль направления отклонился влево на 25°. На скорости около 300 км/ч самолёт оторвался от ВПП, но, хотя пилотам к тому моменту удалось вернуть руль в нейтральное положение, сразу после отрыва начал нарастать правый крен.

На высоте 30 метров Ту-104 стал быстро терять высоту и всего через 8 секунд после отрыва от ВПП, в 129 метрах от неё, с правым креном 70°, воздушное судно зацепило крылом грунт, покрытый снегом.

В это же время по рулежной дорожке следовал северокорейский самолёт Ту-154Б. Командир северокорейского судна, увидев несущийся на них Ту-104, мгновенно среагировал и перевёл средний двигатель во взлётный режим (правый и левый двигатели уже были выключены).

Ту-104 врезался в землю носовой частью в 92 метрах от точки первого касания крылом. Ещё через несколько метров самолёт ударился в бетонные блоки, и левая консоль крыла оторвалась. Промчавшись сзади Ту-154Б, падающий самолет задел северокорейский лайнер, повредив ему при этом правый борт и крыло.

Далее находился склон, пролетев с которого ещё 30 метров, Ту-104 еще раз ударился о землю. От удара фюзеляж самолёта разорвало на 3 части, сильнее всего пострадала средняя часть. Благодаря тому, что экипаж успел перекрыть пожарные краны, пожар не возник.

Большая часть членов экипажа, включая командира авиалайнера, погибла на месте. Штурман-стажёр и один бортпроводник умерли позднее в больнице. 8 пассажиров, в том числе и сын бортрадиста, погибли в самолёте, ещё 7 пассажиров скончались позднее. Из членов экипажа выжила только одна бортпроводница.

Причины трагедии

Точную причину катастрофы так и не установили, но, скорее всего, причиной трагедии стали несимметричная заправка топливом баков самолёта, усложнившая пилотирование, а также ряд ошибок, допущенных экипажем при взлёте.