Столкновение подлодки К-56 и судна «Александр Берг»

Кораблекрушения

14 июня 1973 года, ровно в час ночи в акватории Тихого океана, недалеко от мыса Поворотный, произошло столкновение атомной подводной лодки К-56 и научно-поискового судна «Александр Берг». В результате трагического стечения обстоятельств погибли 16 офицеров, 5 матросов, 5 мичманов и один гражданский специалист. Лишь благодаря героическим действиям членов экипажа, которые ценой собственных жизней спасали товарищей, остальные 140 человек, находившиеся в момент катастрофы на борту АПЛ, остались живы.

Предупреждение

За несколько часов до катастрофы К-56 успешно завершила учебные ракетные стрельбы и направилась в сторону порта приписки. Настроение у подводников было приподнятое, все предвкушали скорое возвращение домой. Приблизительно в полночь радист АПЛ поблагодарил надводные корабли сопровождения за сотрудничество, и получил от одного из крейсеров информацию о приближении судна «Александр Берг».

Однако на тот момент расстояние между кораблями составляло более75 километров, поэтому капитан К-56 принял информацию к сведению и, после передачи обязанности по наблюдению за ситуацией старпому, спокойно покинул свой служебный пост. Заступивший на вахту старпом, в соответствии с действующими инструкциями, в целях экономии электроэнергии отключил радиолокационную станцию, а туман, который плотной дымкой окутал все вокруг, существенно снизил возможности визуального осмотра окружающего пространства.

Невнимательность

Все это время «Александр Берг» двигался на встречу подводной лодке. По невыясненным до сих пор причинам, его радиолокационная система не зафиксировала факт опасного сближения. Только в 00 часов 55 минут, когда старпом К-56 включил РЛС, на его экране высветились координаты научно-поискового судна. Избежать столкновения не удалось.

Правый борт атомной субмарины был пробит врезавшимся в нее под практически прямым углом научно-поисковым судном, в первый и второй отсеки мощным потоком хлынула вода. Молодые матросы в панике стали покидать затопленные отсеки. Поскольку на борту лодки К-56 в момент аварии находились экипажи сразу двух субмарин, индивидуальных дыхательных аппаратов катастрофически не хватало.

Хлор

Практически сразу же после удара в воздухе повис удушающий запах хлора, и опытные моряки поняли, что вода добралась до аккумуляторных батарей, и содержащаяся в них кислота стала разлагаться. В этой нелегкой ситуации два капитала I ранга Л. Сучков и А. Логинов приняли единственно верное решение и наглухо задраили переборки, тем самым давая возможность остальным членам экипажа не погибнуть от удушения. В это время капитан II ранга Л. Хоменко направил подводную лодку на отмель песчаной бухты в районе мыса Гранитного.

Поскольку Министерство обороны СССР категорически не желало предавать широкой огласке случившееся, виновные в этой страшной трагедии так и не были установлены.