Затопление нефтяной платформы «Кольская»

Кораблекрушения

18 декабря 2011 года перевернулась и пошла ко дну нефтяная платформа «Кольская», перегоняемая с Камчатки на Сахалин. Из 67 человек на борту спасти удалось лишь 14.

Хроника происшествия

Платформу длиной 70 метров и шириной 80 метров перегоняли буксир «Нефтегаз-55» и ледокол «Магадан». Суда попали в штормовой район с силой ветра 15 м/с и 5-метровой высотой волн, которые полностью разрушили воздушные гусаки танков. Поступавшую в них воду насосы просто не успевали откачивать. Буксирный трос с «Магадана» также повредился.

«Нефтегаз-55» сразу же поплыл к платформе, чтобы спасти людей, которые собрались для эвакуации на верхней палубе. Три человека прыгнули в воду, и их подняли на буксир. Платформа завалилась на борт, и на основную массу людей рухнула вышка.

Платформа «Кольская» перевернулась и затонула на глубине 1442 метра. Это произошло в районе сахалинского мыса Терпения. На платформе находились 53 члена экипажа и 14 специалистов. Повреждения получил и «Нефтегаз-55»: у него треснул корпус.

Спасательные работы

С платформы эвакуировали 14 человек и обнаружили 4 тела погибших, но из-за шторма спасательные работы пришлось приостановить. После их возобновления живых больше не нашли. Всего из воды вытащили 17 тел погибших. 36 человек числятся пропавшими без вести.

Причины катастрофы

По версии судовладельческой компании, причиной катастрофы стали обрыв троса ледокола и повреждение платформы штормовыми волнами. Однако в ходе расследования выяснилось, что во время буксировки буровой был допущен целый ряд серьёзных нарушений.

В документации завода-изготовителя имелся пункт о запрете буксировки в зимнее время, когда шторма практически не прекращаются. Согласно инструкции по безопасности, на борту буксируемого судна не должны находиться лишние люди – только минимальный экипаж во главе с капитаном.

Между тем, на платформе «Кольская», буксируемой в шторм, находились, кроме буровиков, 28 человек, не задействованных в буксировке. Вдобавок, летом 2011 года в корпусе платформы обнаружили трещины, но ремонт провели, отступив от требований.

В ходе следствия стало известно, что капитан судна по своему личному усмотрению увеличил скорость, чтобы обогнать циклон, и не получил указаний снизить её, что и привело к образованию дополнительных трещин в корпусе. Также экипаж не получил распоряжение спустить опорные колонны на установке, чтобы увеличить остойчивость судна.

Выводы

6 апреля 2013 года было объявлено об окончании экспертизы. Её результаты не обнародовали, но, по заявлению дочери погибшего капитана, доказать, что платформа была в аварийном состоянии, не удалось.