Авиационная катастрофа 10 апреля 2010 года вызвала широчайший общественный резонанс. В этот день при заходе на посадку на аэродром «Смоленск-Северный» потерпел крушение самолет военно-воздушных сил Польши.
На борту авиалайнера находилась официальная делегация государства во главе с президентом Лехом Качиньским и его супругой Марией. Члены правительства направлялись в Смоленск с дипломатической миссией. Они планировали почтить память офицеров польской армии, расстрелянных в катынском лесу под Смоленском 70 лет назад.
Правительственный самолет Ту-154, который выполнял рейс по маршруту Варшава — Смоленск, был изготовлен в 1990 году. За четыре месяца до катастрофы он проходил капитальный ремонт на заводе «Авиакор» в Самаре. После ремонта летчики-испытатели тщательно проверили работы всех систем и остались довольны результатами испытательных полетов.
Погода
10 апреля погодные условия в аэропорту прилета были неблагоприятными. «Смоленск-Северный» находился в эпицентре густого тумана, из-за низких и плотных облаков видимость составляла всего400 метров. Авиадиспетчеры своевременно уведомили экипаж воздушного судна о невозможности посадки в таких метеоусловиях и запросили у командира данные по имеющемуся объему топлива, предложив воспользоваться запасным аэродромом в Минске. Однако экипаж лайнера решил сажать самолет.
При выполнении маневра пилотам не удалось установить визуальный контакт с землей, в результате чего контроль над высотой полета был утерян. Требование диспетчера о прекращении снижения и уходе на второй круг прозвучало слишком поздно — самолет задел левым крылом верхушки деревьев, резко развернулся и буквально рассыпался в воздухе. Его обломки усеяли землю в радиусе полукилометра от места катастрофы.
Расследование
В тот же день для определения причин крушения лайнера была создана специальная комиссия, в которую вошли члены многих специализированных организаций (в том числе МАК и СК РФ). Польская сторона немедленно заявила о начале собственного расследования.
В течение месяца были расшифрованы записи со всех черных ящиков. Полученная информация позволила однозначно установить, что террористический акт, техническая неисправность и пожар на борту не являлись причиной падения самолета. Кроме того, на аудиозаписи были зафиксированы посторонние голоса, что свидетельствовало о присутствии в кабине пилотов посторонних лиц.
Комиссия пришла к выводу, что командир воздушного судна принял решение о посадке самолета при неблагоприятных метеоусловиях под давлением со стороны высокопоставленных лиц государства. Исходя из технических показателей было достоверно определено: даже если бы самолет не коснулся крылом деревьев, то буквально через несколько метров он вышел бы в режим сваливания. Шансов на то, чтобы выжить, не было ни у одного из 96 человек находившихся на борту лайнера.