Крупнейшая катастрофа Airbus A310 под Абиджаном

Авиакатастрофы

31 января 2000 года в Гвинейском заливе у берегов Абиджана почти сразу после взлёта рухнул Airbus A310-304 компании Kenya Airways. 169 человек из 179, находившихся на борту, погибли. Это была самая крупная авиакатастрофа с участием Airbus A310, произошедшая на территории Кот-д’Ивуара.

Хронология

В тот день Airbus A310-304 уже совершил перелет из Найроби в Абиджан. Далее он должен был лететь с другим экипажем обратно в Найроби с промежуточной посадкой в Лагосе. Из-за плохих метеорологических условий время вылета было перенесено на полчаса позже.

На борту Airbus A310-304 находились 10 членов экипажа и 169 пассажиров. В 20:55 пилоты запросили у диспетчеров разрешение запустить двигатели. Согласие было получено, так как командир воздушного судна чуть ранее докладывал диспетчерской службе о выполнении контрольной карты по запуску двигателей.

Разрешение на руление экипаж получил через несколько минут после первого запроса, и в 21:02 командир отдал приказ – выпустить закрылки на 15°. В 21:07 после занятия авиалайнером исходной позиции на полосе диспетчер разрешил взлетать. Второй пилот через 10 секунд подтвердил, что разрешение на взлёт получено, и это был последний выход на связь с борта самолёта.

Командир воздушного судна увеличил тягу двигателей, и при достижении скорости 185 км/ч объявил о подъёме носовой части, а ещё через 2 секунды – об отрыве от ВПП. В 21:08:57 второй пилот доложил, что есть набор высоты, но через 10 секунд сработала сигнализация, предупреждающая о сваливании. С 21:09:16 бортовой самописец зафиксировал несколько последовательных сообщений о стремительном падении высоты.

В 21:09:20 прозвучало сообщение системы, что высота достигла 50 футов. Последнее, что успел записать бортовой самописец – это крик капитана «Поднимаемся!», но в 21:09:24 воздушное судно рухнуло в воду и сразу же взорвалось.

Последствия катастрофы

Airbus A310-304 упал всего в полутора милях от ВПП. Глубина залива в этом месте не превышала 50 метров. К месту трагедии сразу же устремились находившиеся поблизости рыбацкие лодки, что спасло жизни 7 пассажиров самолёта. Всего живыми вытащили 12 пассажиров но впоследствии двое скончались в больнице.

Из 10 выживших пассажиров 9 человек получили ранения средней степени тяжести, у четырех были ожоги, и лишь один человек практически не пострадал. Эта авиакатастрофа до сих пор остаётся крупнейшей с участием Airbus A310 на территории страны.

Причины

Когда авиалайнер начал набирать высоту, штурвал стало трясти, из-за чего сработал сигнал предупреждения об опасности сваливания, который оказался ложным. Следуя инструкциям, пилот уменьшил угол тангажа, но режим работы двигателей не изменил.

Поскольку взлёт совершался в ночное время суток и в сторону моря, определить визуально своё местонахождение и понять, что самолёт начал снижаться, пилоты не могли. Также они не услышали сигнал об опасном сближении с землёй, из-за того, что его заглушили сигналы, предупреждающие о критическом превышении скорости.