Крушение флагмана шведского флота «Ваза»

Кораблекрушения

10 августа 1628 года при первом своем выходе из гавани, вследствие целого ряда конструкторских просчетов, опрокинулся и затонул флагман шведского флота – парусный корабль «Ваза», названный так в честь правящей в то время династии шведских королей.

Предыстория

Постройка корабля началась весной 1626 года под руководством голландского кораблестроителя Хенрика Хюбертссона на верфи военного флота около Стокгольма. Король лично принимал активное участие в постройке корабля, утверждая размеры и вооружение будущего флагмана.

Еще на этапе постройки «Ваза» считался королевским кораблем, на него возлагали огромные надежды и привлекали лучших мастеров всех отраслей. Враги Швеции также внимательно следили за постройкой корабля. В частности, датский советник в Стокгольме Эрик Краббе письмом подробно изложил все особенности будущего флагмана.

Полностью работы над кораблем были завершены в начале 1628 года. На его постройку ушло три года и16 гектаровдубового леса. Летом 1628 года корабль отбуксировали ко дворцу короля Густава ІІ Адольфа, где он и был пришвартован.

Катастрофа

Первое плавание планировалось скорее как символическое торжество. Поэтому расстояние было выбрано небольшое, а на борт разрешили взять семьи членов экипажа. Всего в тот день, 10 августа 1628 года, на борту корабля находилось около пяти сотен человек.

Ветер в то утро был несильным, но порывистым. Капитан дал указание поднять четыре паруса, когда корабль с трудом вышел в открытое пространство. Практически сразу порыв ветра несколько накренил корабль, но его удалось выровнять. Однако уже через1300 метровеще один более сильный порыв ветра вновь накренил корабль, вода зашла в пушечные порты, и корабль начал тонуть.

Несмотря на вовремя подошедшую помощь, корабль затонул почти мгновенно. По разным источникам, жертвами трагедии стало от 50 до 400 человек.

Расследование причин катастрофы

Новость о крушении лишь через две недели дошла до короля, который в то время находился в Пруссии. Монарх был уверен, что причиной гибели стали невежество и глупость команды, а потому требовал провести тщательное расследование и жестко наказать виновных.

Следствие рассматривало множество причин катастрофы, включая ненадежное крепление пушек и алкогольное опьянение капитана. Однако окончательной версией стали огрехи при проектировании судна. Центр тяжести корабля «Ваза» был расположен слишком высоко, а сам флагман был слишком узок, хотя судостроители втайне от короля все-таки увеличили его ширину на 2,5 метра.

В конечном итоге, следствие пришло к выводу, что корабль был построен согласно параметрам, утвержденным самим королем, это касалось и количества вооружения. Поскольку обвинить короля в гибели его собственного флагмана никто не решился, дело так и осталось незаконченным.