Необычное крушение вертолёта Ка-27 в Казани

Авиакатастрофы

26 ноября 1980 года в Казани с участием вертолёта Ка-27 произошла необычная авиационная катастрофа.

Обстоятельства

Военный вертолёт Ка-27 предназначался для слежения за подводными лодками и их уничтожения. Его вместе с двумя другими вертолётами 26 ноября 1980 года должны были перегнать из города Кумертау Башкирской АССР в Североморск – на место постоянного базирования.

До первой перевалочной площадки на казанском вертодроме было всего 550 км, но по невыясненной причине дозаправлен оказался лишь ведущий вертолёт, а в двух других топлива после проведённых накануне испытаний осталось недостаточно для перелёта. Почему пилоты не проверили количество горючего в баках перед вылетом – так и осталось вопросом.

Группа летела треугольником: ведущий вертолёт впереди, а два ведомых по бокам, справа и слева, чтобы не наваливаться на хвост первого, и это привело их к повышенному расходу горючего.

Датчик аварийного остатка топлива сработал в вертолёте Ка-27 незадолго до приземления в заданном месте, и майор Ольховик, сообщив об этом командиру группы, запросил у него разрешение на экстренную посадку в аэропорту «Казань-2». Старший группы посчитал, что оставшиеся 20 км вертолёт дотянет, и отказал майору.

Когда вертолёты влетели в казанское воздушное пространство, не дотянув всего четыре километра до вертодрома, двигатели в вертолёте майора Ольховика заглохли. Выбрать безопасное место для падения у майора не было времени, и вертолёт на большой скорости врезался в асфальт на пересечении улиц Декабристов и Восстания. Корпус и лопасти Ка-27 порвали коммуникационные провода, в которых вертолёт запутался, и, опрокидываясь на левый бок, успел зацепить стоявший неподалёку трамвай.

Второй ведомый вертолёт, которым управлял майор Малинко, также испытывая нехватку горючего, совершил аварийную посадку на газоне стадиона «Тасма», который находился всего в паре кварталов от места падения товарища. Ведущему вертолёту удалось долететь до вертодрома и приземлиться, после чего заглохли и его двигатели.

Последствия

Район падения вертолёта Ка-27 был сразу же оцеплен милицией, и аварийные службы восстановили коммуникации всего за несколько часов. Обломки вертолёта как образца новейшей техники были в срочном порядке убраны с проезжей части города и транспортированы на вертолётный завод.

Через несколько дней на месте падения уже ничто не напоминало о недавнем происшествии. Среди местного населения ходили слухи о человеческих жертвах в зацепленном лопастями вертолёта трамвае, но они не нашли своего подтверждения и в наши дни. По официальным данным, в этом происшествии никто не пострадал.

Следствие назвало несколько причин авиакатастрофы, делая упор на безответственность командира группы, на безынициативность ведомых пилотов, а также на недальновидность сотрудников инженерно-технических служб, которые не позаботились о дополнительных топливных баках. Никто из тех, кого признали виновными в крушении, не понес уголовную ответственность.