«Неоконченная симфония» Франца Шуберта

Знаменитости

19 ноября 1828-го, на 32-м году жизни от брюшного тифа умер австрийский композитор, представитель романтизма в музыке Франц Шуберт.

Биография и творческий путь

Родился Франц Петер Шуберт 31 января 1797 года в Вене в многодетной семье. Впрочем, 9 детей из 14 в семье умерли очень рано. Его отец был школьным учителем и очень любил музицировать.

Музыкальные способности у мальчика проявились в раннем возрасте, и отец и брат Игнац стали обучать маленького Франца игре на скрипке и фортепьяно. С 7 лет, учась в приходской школе отца, он брал уроки пения и игры на органе.

Голос у Франца был очень красивый, и его приняли «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в школу с пансионом – Конвикт, где он познакомился с произведениями Гайдна и Моцарта. Вскоре у Шуберта проявился талант композитора, и в течение трёх лет, с 1810 по 1813-й, Франц сочинил симфонию, оперу, а также фортепианные песни и пьесы.

Нелегко давались Францу точные науки, а в 1813 году, когда у мальчика стал ломаться голос, его отчислили из хора. Вернувшись домой, Шуберт окончил учительскую семинарию, и до 1818 года работал в той же школе, где преподавал его отец, а в свободное время сочинял музыку. В 1814 году он написал свои первые самостоятельные музыкальные произведения.

Преподавательская деятельность не соответствовала призванию Шуберта. Он пытался утвердиться в качестве композитора, но издатели упорно не публиковали его работы.

Путь к славе

Знакомство с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером, стало для Шуберта счастливым. Они и другие его друзья — представители нового венского среднего класса — были в восторге от творчества Франца и помогали ему материально. В тот же период Франц сблизился с венским певцом И. М. Фоглем, и их совместные песни стали пользоваться большим успехом в венских салонах.

Во второй половине 1810-х годов Шуберт сочинил множество новых песен, фортепианных сонат и увертюр. Написанный им для Фогля зингшпиль «Братья-близнецы», хоть и не имел большого успеха, принёс композитору популярность, а поставленная через несколько месяцев мелодрама «Волшебная арфа» ещё больше прославила Шуберта.

1820-1821 годы стали успешными для Шуберта. Он познакомился с влиятельными людьми в Вене, которые оказывали ему покровительство. Чуть позже фортуна переменилась, и опера «Альфонсо и Эстрелла» на либретто Шобера, которую сам Шуберт считал очень удачной, была отклонена, а его финансовое положение ухудшилось.

Проблемы со здоровьем

В конце 1822 года у композитора появились проблемы со здоровьем, он заразился сифилисом, но к 1823 году состояние заметно улучшилось. В тот сложный для него период им было создано немало произведений, в том числе фортепианная фантазия «Скиталец» и «Неоконченная симфония» (третью её часть композитор по непонятным причинам забросил).

К середине двадцатых годов Шуберт пользовался немалой популярностью, а его концерты с Фоглем собирали огромное количество слушателей. Издатели также с большой охотой публиковали песни Шуберта, сонаты и пьесы для фортепиано.

В 1828 году Шуберта избрали членом венского Общества друзей музыки, и 26 марта того же года он дал свой единственный авторский концерт в зале Общества, имевший огромный успех.

Смерть и наследие

Убил Франца Шуберта брюшной тиф. Две недели у него была лихорадка, и 19 ноября 1828 года композитор скончался. Это произошло в Вене, в которой он провёл почти всю свою недолгую жизнь. Согласно последней воле Шуберта, его похоронили на Верингском кладбище, где был погребён его кумир Бетховен.

22 января 1888 года прах композитора перезахоронили на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века огромная часть творческого наследия Франца Шуберта оставалась не только неопубликованной, но и неисполненной. В 1951 году был составлен каталог его произведений, включавший в себя около тысячи позиций в разных жанрах. Это и симфонии, и сонаты, и мессы, и вокальные ансамбли, и более шестисот песен для голоса с фортепиано.

Современники Шуберта восприняли безвременную кончину композитора как потерю гения, успевшего оправдать лишь малую часть возлагавшихся на него надежд.