Самая крупная катастрофа в истории французской авиакомпании Air France произошла 1 июня 2009 года. Аэробус А330, который выполнял рейс по маршруту Рио-де-Жанейро — Париж, рухнул с высоты 11 000 метров в воды Атлантического океана недалеко от побережья Бразилии.
На его борту в момент катастрофы находились 12 членов экипажа и 216 пассажиров из 33 государств мира, в том числе восемь детей в возрасте до 18 лет. По официальным данным, выжить во время крушения лайнера не удалось никому, однако тела 74 человек не найдены и не опознаны до сих пор.
Турбулентность
За три часа до трагедии Аэробус А330 благополучно взлетел из Рио и направился в сторону океана. По информации, которая была получена после извлечения из морских глубин бортовых самописцев, около половины четвертого утра опытный 58-летний командир воздушного судна убедился в правильной работе всех систем лайнера и отправился отдыхать. Его место за штурвалом занял второй пилот. Через несколько минут после этого самолет вошел в зону турбулентности, и пилот сообщил об этом диспетчерам наземных служб.
Погодные условия за бортом стремительно ухудшались, а турбулентность усиливалась. Внезапно электронные системы воздушного судна дали сбой, в результате чего отключились автопилот и автомат тяги. Пилот самолета перевел лайнер на ручное управление и начал самостоятельно бороться со стихией, стараясь компенсировать возникающие крены.
Неопытность
В кабине экипажа несколько раз прозвучал сигнал, предупреждающий о сваливании. Пилот, который не имел достаточного количества данных для установления реального положения лайнера в пространстве, посчитал, что самолет снижается, и максимально взял штурвал на себя. Нос воздушного судна поднялся вверх и угол атаки увеличился до предельного, из-за чего горизонтальная скорость стала резко падать, а вертикальная достигла опасных значений.
Система оповещения, которая сигнализировала о сваливании, отключилась. В соответствии с заложенным в нее алгоритмом обсчета данных, при таких предельных углах атаки она не могла объективно оценить ситуацию. Такое поведение системы оповещения окончательно запутало пилота, и он, ошибочно полагая, что действует правильно, поднял самолет еще выше.
Падение
Когда разбуженный начавшимися в салоне волнениями командир воздушного судна вернулся в кабину лайнера, было уже поздно — самолет вошел в режим сваливания. За то время, пока опытный летчик пытался разобраться с ситуацией, самолет снизился до высоты600 метров, и избежать катастрофу стало невозможно.
По данным, опубликованным в отчете МАК, двигатели лайнера работали до момента удара о гладь океана. Расположение обломков самолета и тел погибших также подтверждало основную версию произошедшего, в качестве которой была озвучена ошибка в пилотировании.
Кроме того, в ходе расследования катастрофы установили, что причиной отключения автопилота стало замерзание трубки Пито. Признав этот конструктивный недочет, производитель самолетов Аэробус А330 в экстренном порядке произвел плановые замены трубок на всех воздушных судах подобного типа.