Первая советская авиакатастрофа, которая получила широкую огласку в средствах массовой информации, произошла 23 мая 1990 года. В этот день при заходе на посадку в аэропорту Пулково разбился самолет Ту-154Б-1. Он выполнял рейс по маршруту Сухуми — Ленинград. На его борту находились 170 пассажиров и 7 членов экипажа.
Воздушное судно покинуло аэропорт в Сухуми в точном соответствии с летным графиком. Приблизительно в 13 часов 30 минут командир самолета связался с диспетчером Пулкова и запросил разрешение на снижение. После получения указаний от наземных служб о текущей погоде в зоне аэропорта, экипаж приступил к выполнению маневра.
Начало
Пилоты планировали использовать при заходе на посадку курсо-глиссадную систему, которая была установлена в Пулково и существенно облегчала работу летчиков. По непонятным причинам они не ознакомились со специальными инструкциями, которые были выданы непосредственно перед полетом. В них содержалась информация о том, что курсо-глиссадная система аэропорта отключена по причине прохождения технического обслуживания.
Погода за бортом стремительно портилась. Когда самолет находился на высоте600 метров, все небо над Санкт-Петербургом затянуло грозовыми тучами, а в районе Пулково начался сильный ливень. Несмотря на это, капитан воздушного судно, рассчитывая на помощь курсо-глиссадной системы, принял решение садиться.
Снизившись до двухсот метров, авиалайнер опустился ниже уровня глиссады. В соответствии с руководством по летной эксплуатации самолета, в такой ситуации пилоты должны были уводить воздушное судно на второй круг. По трагической случайности именно в это время в диспетчерской аэропорта произошла смена диспетчеров, поэтому со стороны наземных служб требования о наборе высоты не последовало.
Конец
Лайнер продолжил снижение, и лишь на высоте40 метровкомандир экипажа обратил внимание, что вертикальная скорость спуска практически в два раза превышает допустимую. Понимая опасность жесткой посадки, он постарался исправить ситуацию, но было слишком поздно. С силой ударившись о взлетно-посадочную полосу, самолет разломился на три части. В результате катастрофы погибли 12 пассажиров и 2 сотрудника наземных служб аэропорта.
Еще 36 человек, в числе которых оказался и капитан воздушного судна, получили различные повреждения. К счастью для остальных, разлетевшиеся по всему периметру части авиалайнера не загорелись, и люди смогли выбраться из них живыми и практически невредимыми.
По итогам проведенного расследования были установлены основные причины произошедшего. В их числе названы некачественное выполнение экипажем предполетной подготовки, отсутствие у пилотов навыков приземлений в подобных ситуациях, а также тот факт, что командир экипажа не принял своевременное решение об уходе самолета на второй круг.