Масштабная авиакатастрофа, которая стала следствием столкновения в воздухе двух самолетов — гражданского Ил-14М, принадлежавшего компании Аэрофлот, и военного Ан-12БП — произошла 23 июня 1969 года. В тот день в небе над Калужской областью недалеко от деревень Троица и Выползово погибли 120 человек.
Трагедия вызвала широкий общественный резонанс и стала предметом пристального наблюдения со стороны высшего руководства СССР. Члены специальной комиссии, которые должны были установить причины произошедшего, достаточно быстро справились с поставленной задачей.
Сближение
Они установили, что при подлете к месту трагедии командир экипажа Ил-14М, который руководил перелетом из литовского города Кануас в Рязань, связался с диспетчером и запросил у него разрешение на проход плотной облачности на высоте3 000 метров. На борту военного самолета находились 91 десантник, а также 5 членов экипажа.
В это же время гражданский самолет Ан-12БП, летящий по маршруту Москва — Чернигов — Симферополь, в связи с плохой видимостью и сложными метеорологическими условиями предпринял попытку подняться над облаками.
Поскольку во встречном направлении на той же высоте двигался Ил-14М, авиадиспетчер порекомендовал командиру экипажа занять предписанный эшелон2 700 метров, или же опуститься на500 метровниже. Снизившись под облака, самолет рисковал попасть в еще большую болтанку, в связи с чем пилоты решили остаться в своем эшелоне.
Приблизительно в 14:50 члены экипажей обоих лайнеров вышли на связь и доложили о параметрах полета. Диспетчер, который убедился в том, что развел воздушные суда на безопасное расстояние, подтвердил необходимость следования в заданном направлении.
Взаимное нарушение
Буквально через две минуты после связи с диспетчером Ан-12БП на скорости более500 километровв час задел крылом правый борт Ил-14М, а затем врезался в его хвостовую часть. Военный самолет тут же потерял управление, развалился на три части и рухнул на землю. Пассажирский лайнер сорвался в глубокое пике и врезался в землю на расстоянии более3 километровот места падения Ил-14М.
Воздушным судам не удалось избежать столкновения в небе, поскольку оба экипажа несколько нарушили установленные диспетчером для безопасного прохождения высоты.