ВВС Израиля сбили ливийский пассажирский Boeing 727

Авиакатастрофы

Одна из самых чудовищных и масштабных авиакатастроф, лишившая жизни более 100 человек, произошла 21 февраля 1973 года. Тогда истребители израильских ВВС сбили пассажирский авиалайнер Boeing, совершавший перелет по маршруту Триполи — Бенгази — Каир.

До сих пор израильские власти не могут  точно сказать, какие именно обстоятельства сыграли решающую роль при принятии решения о сбитии воздушного судна в небе над Синаем в тот злополучный день. Ппилот, выполнивший указание вышестоящего руководства, вынужден скрывать свое имя, до сих пор опасаясь мести разгневанных родственников погибших.

Как это было

Итак, в день трагедии, за три часа до катастрофы ливанский авиалайнер благополучно произвел дозаправку в Бенгази и взлетел, взяв курс на Каир. В небе над Синайским полуостровом было неспокойно – отчасти, в этом была виновата бушующая не первый день песчаная буря. Авиалайнером управлял опытный 42-летний Жак Бурже. Ввиду каких-то необъяснимых обстоятельств, самолет сбился с курса и стремительно приближался к границе Египта и Израиля.

Когда на радарах израильских ВВС возник неизвестный объект, в воздух поднялись два военных истребителя. Их командиры постоянно пытались связаться с капитаном Боинга для выяснения цели полета, но все попытки были тщетными, радиосвязь упорно отказывалась работать. Даже с близкого расстояния израильтянам не удалось определить тип борта, и у них возникли опасения, что пилот самолета сознательно нарушил воздушную границу государства.

Поскольку незадолго до того от террористической организации Черный сентябрь были получены неоднократные угрозы о готовящихся террористических актах, руководство ВВС предположило, что самолет может быть захвачен. Эти подозрения усугублялись тем, что авиалайнер держал курс в направлении одной из военных баз Израиля.

Пилоты военных истребителей несколько раз тщетно пытались принудительно посадить самолет, призывая командира Боинга следовать за ними. Жак Бурже ошибочно принимал израильские самолеты за египетские, ведя непрерывные переговоры с диспетчером Каира. Тот предлагал ему снизиться для лучшей ориентировки на местности, и пилот пассажирского лайнера упорно продолжал движение. Видимо, он неверно интерпретировал знаки, подаваемые ему военными, и был уверен, что лишь немного сбился с курса.

Трагедия стала  неминуемой

Видя, что ливийский самолет не намерен менять траекторию, пилот истребителя сделал предупредительный выстрел в воздух, заставляя командира авиалайнера подчиниться его требованиям. Решив, что египетские самолеты хотят указать ему на небольшое отклонение от заданного курса, Жак Бурже продолжил руководствоваться  рекомендациями наземных служб, и, получив указание повернуть на запад, совершил резкий вираж.

Выслушав доклад военных пилотов о весьма странном поведении ливанского авиалайнера, который стремительно движется в сторону израильско-египетской границы, очевидно, намереваясь как можно быстрее покинуть воздушное пространство Израиля, генерал ВВС Давид Алазар отдал приказ стрелять на поражение.

Истребители осторожно открыли стрельбу по пассажирскому самолету, стараясь попасть в основание крыла, чтобы заставить пилота совершить экстренную посадку. Получив серьезное повреждение обшивки борта и двигателя, Жак Бурже решил посадить лайнер прямо посреди пустыни, однако Боинг стремительно потерял высоту, врезался в дюны и взорвался.

Череда роковых ошибок стоила жизни 8 членам экипажа и 100 пассажирам печально известного борта. В той страшной трагедии чудом удалось выжить второму пилоту и четырем пассажирам, самостоятельно выбравшимся из охваченного пламенем самолета. Именно благодаря обнародованию их показаний, а также приданию огласке данных, полученных при расшифровке черных ящиков, поначалу отрицавшим всё израильским властям пришлось признать факт проведения военной операции над Синаем.