В три часа утра 18 мая 1973 года (по московскому времени было еще 17 мая) в нескольких километрах от Читы прямо в небе взорвался самолет Ту-104А компании «Аэрофлот». Воздушный лайнер совершал длительный перелет по маршруту Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита. В момент трагедии на борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. Выжить в результате падения с высоты более 6 000 метров не удалось никому.
Чингиз Рзаев
Самолет Ту-104А вылетел из Москвы вечером 17 мая. В соответствии с полетным графиком, в Иркутске экипаж лайнера был полностью заменен. Вместе с пилотами на борт самолета поднялись и новые пассажиры, среди которых числился Чингиз Юнус-оглы Рзаев.
Когда лайнер вошел в зону контроля диспетчеров читинского аэропорта и получил разрешение на снижение, Рзаев потребовал изменить курс и направиться к китайской границе. Он заявил, что у него есть взрывное устройство, которое сработает в случае отказа от выполнения его требований. Диспетчер тщательно прислушивался к разговорам, которые велись в кабине пилота, но с трудом разбирал слова.
Командир экипажа сообщил сотрудникам аэропорта, что его самолет захвачен террористом, и начал набор высоты. Буквально через несколько секунд после сеанса связи точка на радаре авиадиспетчера превратилась в небольшое облако, которое затем исчезло с экрана. На предположительное место крушения авиалайнера вылетел вертолет МИ-8, который обнаружил обломки воздушного судна, разбросанные в радиусе 10 километров.
Расследование
Расследование теракта было тщательно засекречено. На основании показаний, полученных от диспетчерской службы, а также с помощью расшифровки данных черных ящиков, следователям КГБ удалось достоверно установить полную картину произошедшего.
Во времена СССР все воздушные суда в обязательном порядке сопровождали сотрудники милиции, одетые в штатское. Когда Рзаев объявил пассажирам об угоне самолета, молодой и не слишком опытный милиционер Владимир Ежиков, который находился в салоне, постарался собственными силами обезвредить террориста.
Ежиков дважды выстрелил в спину преступнику. Решение, принятое милиционером, оказалось роковым — смертельно раненый Чингиз Юнус-оглы Рзаев успел привести в действие взрывное устройство. В результате взрыва, мощность которого составила около 6 килограммов в тротиловом эквиваленте, корпус Ту-104А развалился на части.
После проведения всех экспертиз тела погибших, по указанию КГБ, кремировали в Москве. На протяжении многих лет родственники пассажиров того злополучного рейса не знали истинную причину катастрофы.