Затопление подводной лодки «Курск»

Взрывы

12 августа 2000 года в Баренцевом море затонул атомный подводный крейсер «Курск». В результате трагедии погибли все 118 членов экипажа. До сих пор достоверно неизвестно, что именно привело к аварии одной из крупнейших атомных подлодок.

История лодки «Курск»

«Курск» был построен в 1992 году в Северодвинске по проекту еще советских времен. Его длина достигала155 метров, высота – четыре этажа, что делало лодку одной из крупнейших в мире.

Подлодка входила в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации и была символом возрождения российского флота после долгих лет недостаточного финансирования. Во время военного конфликта в Югославии в 1999 году «Курск» принимал участие в наблюдении за шестым флотом США в Средиземном море.

Авария

12 августа 2000 года в  Баренцевом море начались учения, в рамках которых «Курск» должен был запустить две холостых торпеды по атомному крейсеру «Петр Великий». Согласно официальной версии, около полудня произошла утечка торпедного топлива из-за проржавевшей оболочки.

Реакция топлива с медным и латунным покрытием и привела к химическому взрыву. В первую очередь, были уничтожены два отсека возле торпедных установок. Пожар, возникший в результате взрыва, а также тот факт, что лодка упала на один бок, привели к серии взрывов других торпед, находящихся на борту. Атомные реакторы лодки на тот момент уже были отключены, что позволило избежать утечки ядерного топлива.

Второй взрыв стал причиной образования двухметрового отверстия в корпусе лодки. Через него и попала вода, затопившая большинство отсеков «Курска». Всего 23 матроса пережили оба взрыва. Все они собрались в девятом отсеке вместе с капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым.

Некоторые эксперты говорят, что экипаж имел возможность спастись и, используя специальные костюмы и аварийные люки, выплыть на поверхность. Однако, либо люки были неисправны, либо экипаж просто решил зря не рисковать, рассчитывая на скорое освобождения. Так или иначе,  эта возможность использована не была.

Через некоторое время после аварии отключилось электропитание. С этого момента ко всем проблемам экипажа добавились еще и низкие температуры. За два дня матросы использовали все химические кассеты для регенерации кислорода, но из-за контакта одной из них с водой случился пожар, который привел к уничтожению кислорода в отсеке и скорой смерти экипажа от асфиксии.

Реакция на трагедию

Другие суда, принимавшие участие в учениях, не сразу заметили исчезновение «Курска», а мощный взрыв приняли за часть учений. Только к вечеру выяснилось, что связи с подлодкой нет. Спасательные батискафы в течение трех дней не могли пришвартоваться к лодке. Пресс-центр Российского ВМФ заявлял о «незначительных технических проблемах».

Несмотря на то, что британские и норвежские специалисты практически сразу предложили свою помощь, правительство РФ только 16 августа согласилось на нее. 20 августа норвежские спасатели смогли добраться до девятого отсека, но к тому времени он был уже полностью затоплен.

Президент России Владимир Путин только 17 августа, через пять дней после аварии, прервал свой отпуск в Сочи. В интервью американскому журналисту Ларри Кингу на вопрос «Что случилось с подводной лодкой «Курск»?» он ответил: «Она утонула». Такие действия главы государства подвергались жесткой критике, и именно на него персонально некоторые эксперты возлагают ответственность за случившееся.