Самая крупная в истории СССР железнодорожная катастрофа произошла 4 июня 1989 года на перегоне Аша — Улу-Теляк. В результате утечки газа на небольшом отрезке газопровода часть железнодорожного полотна оказалась окутана густым облаком легких углеводородов. По трагическому стечению обстоятельств именно в это время в эпицентре концентрации газовоздушной смеси оказались два поезда, которые следовали навстречу друг другу по маршрутам «Адлер — Новосибирск» и «Новосибирск — Адлер».
Случайная искра послужила причиной чудовищного по своей силе взрыва, который буквально разметал вагоны поездов. Одиннадцать из них сошли с рельсов, а все остальные выгорели дотла в результате пожара.
Погибшие
Из 1284 пассажиров и 86 членов локомотивных бригад, по различным данным, погибло от 575 до 645 человек, еще 623 человека получили серьезные увечья и ожоги. Поскольку авария случилась в глухом и безлюдном месте, окруженном густым лесом, добраться до пострадавших для оказания первой помощи оказалось весьма сложно.
Многие из тех, кто имел шансы выжить, банально не дождались прихода спасателей. Опознание жертв трагедии длилось больше полугода, поскольку от тел некоторых пассажиров практически ничего не осталось.
Аша
От сильного взрыва пострадали не только пассажиры, но и жители близлежащего города Аша, который располагался в 10 километрах от места катастрофы. Ударной волной были выбиты стекла в домах, повреждены линии электропередач и разрушены железнодорожные пути. Мощность взрыва составила 12 килотонн в тротилловом эквиваленте, что сопоставимо по силе с ядерной атакой на Хиросиму.
По имеющейся информации, трагедии можно было избежать, поскольку машинисты поездов, проходивших по этому участку незадолго до взрыва, сообщали диспетчеру участка о сильном запахе газа, однако тот не придал данному факту совершенно никакого значения.
Газопровод
Точную причину утечки газа не удалось установить до сих пор. По официальной версии, газопровод был поврежден ковшом экскаватора еще при строительстве новых участков магистрали в 1985 году, а непосредственная утечка газа началась за час до катастрофы. Однако показания свидетелей говорят о том, что машинисты впервые ощутили запах газа еще в начале мая.
В 1992 году на месте трагедии был установлен мемориал памяти погибшим, а еще через несколько лет руководитель Куйбышевской железной дороги утвердил строительство дополнительного остановочного пункта рядом с мемориалом.