Падение Ту-154 под Хабаровском в 1995 году

Авиакатастрофы

В ночь с 6 на 7 декабря 1995 года в Хабаровском крае, в районе аэропорта Советская Гавань, потерпел крушение самолет Ту-154. 90 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.

Состояние самолёта

На момент трагедии самолёт эксплуатировался 19 лет. При ресурсе 35 тысяч часов он имел чуть более 30 тысяч часов налёта. Последний ремонт проводился 23 сентября 1991 года, а последнее техническое обслуживание, с заменой двух двигателей, было осуществлено 1 декабря 1995 года.

Хроника трагедии

Ту-154Б-1 выполнял рейс по маршруту: Хабаровск — Южно-Сахалинск — Хабаровск — Улан-Удэ — Новосибирск. Из-за ухудшившихся метеоусловий вылет из Южно-Сахалинска перенесли на несколько часов.

В 13:38 самолёт вылетел из Хабаровского аэропорта, а через 25 минут на высоте 10600 метров резко накренился вправо (до 75°) , и, несмотря на все усилия пилотов, врезался в землю и полностью разрушился.

Поиски

Поиск Ту-154 начался сразу же после того, как пропала с ним связь, но короткий световой день усложнял задачу. Лишь 18 декабря экипаж одного из участвовавших в поисковых работах вертолётов обратил внимание на свежий оползень на склоне горы Бо-Джауса.

Открывшаяся пришедшим к месту катастрофы поисковикам картина была ужасной. В огромной траншее, куда упал самолёт, практически ничего не оказалось. На белоснежных склонах были заметны лишь коричневые вкрапления – биологическая масса останков погибших.

«Чёрный ящик» нашли быстро, а речевой носитель, без которого было бы невозможно расшифровать информацию, обнаружили только через сорок дней после катастрофы.

Весной 96-го года спасатели дезинфицирующим веществом обработали поверхность почвы. При участии некоторых родственников погибших и священнослужителей, на горе Бо-Джауса был установлен памятный знак.

Выводы

Из информации, полученной при расшифровке бортовых самописцев, эксперты сделали выводы, что действия экипажа не нарушали инструкции, но были малоэффективными, потому что пилоты из-за особенностей сигнальных систем заметили крен слишком поздно, вследствие крена потеряли ориентацию в пространстве, а также не имели навыков вывода самолета из крутых спиралей. Сам крен возник из-за некачественного обслуживания борта во время очередного капремонта.

Из 15 случаев попадания в глубокую спираль тяжёлых воздушных судов, известных отечественной авиации, только трижды экипажам удалось избежать столкновения с землёй, но счастливые исходы были только на самолётах Ил-18, на которых иначе сконструирован авиагоризонт.